safaniuk (safaniuk) wrote,
safaniuk
safaniuk

Оршанский АРЗ снова государственное предприятие


Фото:ctv.by

Президент решил судьбу Оршанского авиаремонтного завода, он стал государственным

Собственника уже здесь нет. Собственники - вы. Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня", - заявил глава государства.



Если совсем коротко, официальная версия - активы ОАРЗ "забрали" у Вячеслава Богуслаева за невыполнение обязательств, взятых на себя в инвестиционном договоре, которые расследовала бел Генпрокуратура.

Что говорилось в отчете Комитета Государственного Контроля Беларуси: «Можно говорить о серьезных нарушениях законодательства со стороны бывшего руководства завода, назначенного украинским акционером, и должностных лиц «Мотор Сич». Данные нарушения привели к срыву ряда контрактов, заключенных с иностранными предприятиями, а также белорусским заказчиком, финансируемым из бюджета (Например: в 2017 году не был выполнен в срок заказ по ремонту вертолетов для белорусской армии). Вызывает сомнение стоимость поставленных на завод материальных активов, а также обоснованность их отнесения к инвестициям».

В начале 2018 года стало известно, что общая задолженность ОАРЗ составляет $35 млн, тогда как выручка в 2017-м была менее $13 млн. Комитет государственного контроля (КГК) Беларуси заявил, что оршанский завод задолжал акционерам-инвесторам более $20 млн, из которых «Мотор Сич» — $18,7 млн.

Подробнее:

В конце апреля (2018) в Орше прошло собрание акционеров ОАРЗ, на котором присутствовал и Вячеслав Богуслаев. Общее собрание акционеров проводилось в два этапа 10 и 27 апреля 2018 года.
Белорусский акционер — «Системы инвестиций и инноваций»— 10 апреля заявил о готовности вернуть акции государству, украинский — «Мотор Сич»— 27 апреля сказал, что также готов вернуть акции предприятия государству. Вячеслав Богуслаев пояснил, что такое решение в основном вызвано конфликтными отношениями между Украиной и Россией. Но решение о возвращении ОАРЗ в собственность Беларуси уже, видимо, было принято.


3 мая Богуслаев дал интервью агентству «Интерфакс-Украина», в котором заявил, что все претензии белорусской стороны к нему надуманны, сам он как инвестор свои обязательства выполнил на 110%, а проблемы Оршанского АРЗ связаны с политикой и прежде всего со взаимными санкциями РФ и Украины, из-за которых ОАРЗ не может закупать в России запчасти и комплектующие. В условиях глубокого экономического кризиса, в котором оказалась "Мотор Сич" (можно назвать это форс-мажором) после начала украинско-российского конфликта, вкладывать средства в предприятие Богуслаев не мог и не хотел.

15 мая Генпрокуратура Беларуси возбудила уголовное дело в отношении бывшего гендиректора завода и должностных лиц ПАО «Мотор Сич» из-за превышения служебных полномочий, повлекших тяжкие последствия.

Тогда же пошли разговоры о том, что «богуслаевский» пакет акций ОАРЗ передадут в собственность государственной компании-экспортеру вооружений «Белспецвнештехника». (Совпадение или нет, но в октябре 2017 года на должность директора «Оршанского авиаремонтного завода» был назначен Павел Случак, который прежде работал начальником управления авиатехники «Белспецвнештехники».)

Что говорит сам Вячеслав Богуслаев:

– Меня везде сопровождали. Со мной встречались несколько раз. И в Астане на выставке, и в Киеве. Это было давление, но не первым лицом. У них есть серый кардинал, но не будем об этом. Слава Богу, мы вышли. Это неудачный опыт. Вообще я потерял чистыми деньгами 13 миллионов $. Мы подняли производство с нуля до восьми вертолетов в год. Мы были вынуждены погасить долги.

По его словам, белорусские власти должны рассчитаться за проданные акции «Мотор Сич» до 1 августа этого года, но не стал называть сумму, ссылаясь на коммерческую тайну.

После собрания акционеров ОАРЗ в конце апреля этого года, по словам Богуслаева, власти беларуси не выпускали его самолет в Украину. Он остался на аэродроме в Болбасово, а Богуслаев улетел на рейсовом самолете 27 апреля 2018 года. :

Мы же позвонили военным. Они говорят: «У нас небо чистое — летите. Но нам дали команду не выпускать». Самолет два месяца стоял. Наш МИД заявлял протест. Спасибо нашему послу, он ходил, а ему все показывали наверх. Это был первый этап давления. А дальше пошло и поехало. Дали команду прокуратуре об уголовном деле на ровном месте.

Tut.by со ссылкой на свои источники писал, что в первых числах мая украинского бизнесмена ждали в администрации Лукашенко. Предполагалось, что он просто передаст свои акции ОАРЗ белорусскому государству. «Самолет, по сути, бы взят в качестве залога или гарантии, что Богуслаев вернется в Беларусь»

После отъезда Богуслаева, 28 апреля 2018 года, Генпрокуратура Беларуси сообщила о проверке законности действий компании Мотор Сич на ОАРЗ. После этого Богуслаев решил не искушать судьбу и не стал возвращаться в Беларусь для дальнейших переговоров.

В Госвоенпроме Беларуси неофициально поделились информацией: из администрации Лукашенко Богуслаеву поступило предложение «добровольно» отдать его долю акций ОАРЗ белорусскому государству в лице компании-экспортера вооружений «Белспецвнештехника».

Также владельцу Мотор Сич предписали отказаться от финансовых претензий к белорусской стороне и заплатить «неустойку за ненадлежащее выполнение инвестиционного договора». Тогда против него не будут возбуждать уголовное дело и даже позволят дальше вести бизнес в Беларуси., пишет korrespondent.net



Богуслаев также рассказал, что между акционерами завода был конфликт, чем воспользовались власти. Конфликт возник на почве “взаимных финансовых претензий”. В 2017 году Александр Садовой, (второй акционер ОАРЗ) направлял в Генпрокуратуру обращение о причиненном заводу и государству бывшим директором Богатыревым (протеже Богуслаева) ущербе в особо крупном размере при расходовании бюджетных средств Республики Беларусь для закупки комплектующих и запасных частей в России, а также срыве заказа по ремонту вертолетов для Минобороны Беларуси.

- Мы выполнили свою часть на 110%, на 114%, а он ничего не вкладывал. У него, я так предполагаю, были какие-то друзья наверху, поэтому он так вел себя. У нас был конфликт, и они этот конфликт использовали. С властью трудно спорить. С системой бороться не надо — пострадаешь.  Сегодня мы говорим о смене белорусского акционера ОАРЗ, — сказал 3 мая 2018 года Богуслаев агентству Интерфакс-Украина. — Местный инвестор отказался от выполнения своей части инвестиционных обязательств. Из-за этого весь сыр-бор.


Богуслаев недоумевает. Его как стратегического инвестора и собственника 59,5% акций Оршанского завода просто выкинули на улицу. Белорусские власти на пару с белорусским же бизнесменом отжали активы у украинского инвестора. Нет решения суда, по крайней мере, А. Лукашенко на него не ссылался. На лицо ленинское «забрать и поделить». - пишет белорусский экономист Ярослав Романчук.


В общем непрозрачно в этой ситуации всё, и даже поведение украинского инвестора. Завод государству - самолет Багуслаеву, так мирно решился вопрос имущества в Болбасово.


Версия давления Москвы и Киева от
korrespondent.net:

От разных источников исходила масса версий, почему "не пошел" белорусский бизнес Богуслаева. Заслуживающие доверия сводятся к тому, что на официальный Минск из-за сотрудничества с компанией Мотор Сич в равной мере давили и Москва, и Киев. В Кремле после начала конфликта с Украиной возмутились не столько производством вертолетов, сколько плохо скрывавшимися планами Лукашенко наладить производство собственной крылатой ракеты Аист.

Российское аналитическое издание Бортовой журнал писало в 2015 году: «Учитывая чересчур тесные белорусско-украинские отношения, перспективы создания белорусской крылатой ракеты Аист становятся куда более отчетливыми. В 2012 году, когда «Мотор Сич» было продано 60% акций ОАРЗ, одним из условий сделки было производство газотурбинных двигателей. С учетом современных реалий, очевидно, что в Орше готовятся (или уже готовы) наладить выпуск ракетных двигателей МС-350 или МС-400 для нужд Белоруссии. К слову, именно на базе МС-400 Китай в 2009 году создал собственную крылатую ракету CJ-10, весьма похожую на украинский аналог Коршун. Не случайно Минск выбрал Пекин в качестве партнера по созданию своей реактивной системы залпового огня «Полонез».

После 1991г., «Мотор Сич» унаследовала конструкторскую документацию на малогабаритный турбореактивный двигатель Р-95-300 и продолжала их производство для заказчиков из России. Однако в РФ велись работы по импортозамещению двигателей для крылатых ракет. Теперь на всех российских крылатых ракетах используются двигатели ТРДД-50 российского же производства. Это значит, что «Мотор Сич» лишилась главного рынка малоразмерных газотурбинных двигателей. Однако в Украине создали собственные версии Р-95-300 (МС-350 и МС-400), и компания получила право их свободной продажи. Но понятно, что попытка Беларуси выпустить собственную крылатую ракету совместно с украинцами вызвала крайнее раздражение у российских военных — говорит белорусский военный эксперт Александр Алесин.

Есть мнение что, Москва поставила Минску условие: либо белорусское руководство прекращает сотрудничество с «Мотор Сич», либо российская военная техника больше не будет проходить ремонт и модернизацию на белорусских предприятиях. А второй вариант означает потерю значительной части доходов и необходимость закрывать важные для Беларуси предприятия ВПК.

Из Киева также шло давление на официальный Минск — там многим не нравилось желание Богуслаева сотрудничать с россиянами в обход санкций. Еще в марте 2014 года Украина ввела запрет на поставку в Россию вооружений, военной техники и комплектующих. Однако украинско-белорусское предприятие в Орше могло вполне легально сотрудничать с российскими заказчиками. А допустить такое официальный Киев не мог и пригрозил сворачиванием двусторонней торговли, на что не мог согласиться уже Лукашенко.

Попытка Богуслаева создать на базе ОАРЗ эффективное зарубежное подразделение компании Мотор Сич споткнулась о совершенно разные интересы Минска, Москвы и Киева. Если бы проект оказался успешным, то Украина получила бы прибыль и рабочие места, в том числе на своей территории, на предприятиях-смежниках. Однако это во многом были бы деньги, полученные от российских военных, за модернизацию их военной техники.

Нынешний принудительный вывод Богуслаева из белорусского проекта — скорее частный эпизод. Более того, отказавшись от сотрудничества с Мотор Сич», официальный Минск сохранил стратегическую линию на развитие отношений с Украиной. Эти отношения в последние несколько лет становятся для Лукашенко все более важным противовесом огромному влиянию России на его страну.

Вряд ли Мотор Сич» полностью разорвет бизнес-отношения с белорусскими предприятиями.

Как говорят на ОАРЗ, там планируют продолжать ремонтировать белорусскую технику с использованием украинских узлов и деталей. Ми-8МСБ также будут собирать (пусть и в небольшом количестве) для собственных нужд страны.

Это старая тактика белорусской власти: если инвестиционный проект срывается или предприятие попадает в банкротство, то тогда государство выкупает акции этого предприятия обратно, — отмечает отмечает белорусский военный аналитик Александр Алесин. — Возможно, что сейчас наш госвоенпром получил какие-то подряды на внешнем рынке на ремонт бывшей советской и российской авиатехники при поддержке России. То есть, это тот самый пряник, который Россия предложила вместо украинского проекта. Всё дело в том, что авторские права на большинство самолетов советской разработки принадлежат России, и тот, кто хочет ремонтировать российские самолеты, должен получать от российских конструкторских бюро разрешение. Думаю, у Беларуси в перспективе такой проект имеется.


Белорусская предыстория:


В 2012 году, согласно распоряжению президента, госпакет акций ОАРЗ купили украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Однако в силу разных причин, в том числе из-за российско-украинского конфликта, не все обещанное удалось осуществить.



По итогам 2012 года предприятием получена чистая прибыль в размере 28 млн рублей. Прибыль от реализации составила 1 млрд 56 млн рублей. Выручка от реализации товаров и услуг - 90 млрд 482 млн рублей. Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 годам вырос в 3 раза и составил около 7 млн долларов. За счет средств инвестора приобретены три станка с ЧПУ. В 2013 году планируется приобретение еще 13 станков с ЧПУ. В 2012 году внутренних белорусских заказов у предприятия не было. Но большинство работ выполнено для белорусских спецэкспортеров, а потому они не отражаются в документах как экспорт. Средняя зарплата за февраль 2013 года составила 3 млн 400 тысяч рублей. За счет инвестора Оршанский авиаремонтный завод оборудовал новую столовую для работников предприятия и завершил реконструкцию общежития семейного типа. На собрании принято решение не выплачивать дивиденды, а направить эту сумму на дальнейшее развитие социально-бытовой инфраструктуры.


В 2012 году ОАО «Мотор Сич» заключило с холдингом «Вертолеты России» соглашение, согласно которому в течение последующих 5 лет компания получила право поставлять в Россию до 270 авиационных двигателей ежегодно.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старалось максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно предпринимались попытки диверсифицировать номенклатуру выпускаемой продукции и за счет этого загрузить простаивающие производственные мощности.


Стоит сказать, что в октябре 2014 года Александр Лукашенко был не очень доволен реализацией проекта и угрожал вернуть ОАРЗ в лоно государства в случае чего.



В 2014-м в Орше был налажен выпуск белорусско-украинского вертолета Ми-8МСБ.

Белорусское предприятие получало закупленные «Мотор Сич» по остаточной стоимости у министерства обороны Украины вертолеты Ми-8, проводило их капитальный ремонт и доработку по текущим бюллетеням, после чего возвращало технику «гражданского применения» на «Мотор Сич», где она оснащалась новыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е и передавалась украинским силовикам.

А далее случилась российско-украинская война. По понятным причинам, заказы из России резко сократились. И россияне перестали поставлять в Оршу необходимые запчасти. А ведь по первоначальному бизнес-плану  предусматривалось,  что 80% заказов будут поступать из России (и не менее половины их – от российских военных).

«Конфликт между Россией и Украиной нас сильно подкосил. Начали вешать ярлыки — мол, наши вертолеты воюют в зоне АТО, мол, мы тут ремонтируем вертолеты с боевыми повреждениями и с украинскими трезубцами, — вздыхает Садовой. — Ми-8МСБ — это гражданский вертолет. Все эти вертолеты у нас выкупает сам „Мотор сич“. Дальше он может продать его своим силовикам. Но такие вопросы можно задавать по любой технике — по-разному можно использовать и Ми-17, и любой автомобиль… Естественно, военные свои вертолеты для ремонта из страны не вывозят. Пару лет назад у нас на заводе действительно стоял списанный боевой вертолет МИ-24 — украинский, из-за чего, наверное, и шум подняли. Его „Мотор сич“ забрал за долги, решив модернизировать и продать в Африку. Около года мы с ним работали. Даже пришлось вывозить через границу и ввозить через два дня обратно — из-за ограничений по режиму временного ввоза. Машина продана в Уганду, ни в какой зоне АТО ее нет. Вы же понимаете, такие поставки жестко контролируются государством, проходят через комиссию при Совбезе… А крайним пытались сделать Оршанский завод. Мы считаем это попыткой дискредитации».

Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

Во второй половине 2017 года положение на снова ОАРЗ ухудшилось. Появились разговоры о том, что государство может вновь стать основным акционером завода.

По словам другого источника, будет замена «украинского акционера, который полгода назад открестился от завода, покинули ОАРЗ и его топ-менеджеры».

Более месяца назад суд Толочинского района Витебской области приговорил бывшего директора Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) Владимира Троицкого к 4 годам лишения свободы в колонии усиленного режима и конфискации имущества.

Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/585894.html



В настоящее время, по словам собеседников, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике».


А украинская сторона может вынести из этой истории свой урок. СБУ уже второй год расследует "подготовку к совершению действий, направленных на ослабление государства из-за разрушения стратегического предприятия ПАО "Мотор Сич"" (по статье 113 Уголовного кодекса - "диверсия").

Райсуд Киева в сентябре 2017 года арестовал пакет акций «Мотор Сичи». Служба безопасности Украина (СБУ) подозревала Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций запорожской компании китайским инвесторам.

Богуслаев с прошлого года уже не "владелец" Мотор-сич.Он продал контрольный пакет акций (кажется з 100 млн.долл.) китайскому инвестору,из-за чего в Украине был скандал и открыто расследование. Так что по факту приобретения (и пока не отмены сделки) китайцы уже являются владельцами и Мотор сич и завода в Болбасово.

25 февраля 2015 г., между предприятием и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. был подписан меморандум о сотрудничестве, которое должно было трансформироваться в создание в городе Чунцин (КНР) завода по производству авиационных двигателей.

В рамках данного меморандума в Китай уже направилась группа украинских специалистов для налаживания производства. Кроме того, 6 апреля 2016-го "Мотор-Сич" получила от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited кредит в размере $100 млн под 0,3% годовых на срок 10 лет. Нетрудно заметить, что подобные условия кредитования нельзя назвать рыночными даже для ликвидных западных компаний, не говоря уже об украинских, чей кредитный рейтинг придавлен "мусорным" суверенным рейтингом.

Кроме того, в течение 2016 г. гражданин Украины (предполагается, что это Богуслаев) продал 56% акций ПАО "Мотор Сич" доверенным лицам собственника китайской Beijing Skyrizon. Согласно тексту решения суда гражданин Украины, который якобы осуществил продажу акций "Мотор Сичи", ранее напрямую владел 15,83% акций предприятия. Также ему принадлежали 34% компании через подконтрольные структуры.


В начале марта 2018 года президент страны Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиадвигателестроения. Как пояснил глава замминистра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, данные меры направлены на обеспечение стабильной работы всего авиапрома, включая ПАО «Мотор Сич», передает Интерфакс-Украина. Бровченко заявил, что расследование СБУ о законности продажи контрольного пакета акций украинской компании китайским инвесторам еще не завершено.

Tags: АРЗ, Болбасово, ОАРЗ, авиаремонтный завод
Subscribe

Posts from This Journal “Болбасово” Tag

promo safaniuk july 20, 2015 01:26 23
Buy for 10 tokens
Ровно неделю назад, 11 июля, самый известный из пассажирских самолётов Ту-154М белорусский борт EW-85748 оказался в заголовках множества новостных источников. Из дальних уголков России, Узбекитстана, Арабских эмиратов и даже из страны восходящего солнца - Японии, съехались люди, что бы отдать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments